Двухмассовый маховик – это высокотехнологичная и дорогостоящая деталь, которая берет на себя функцию гасителя крутильных колебаний.
В предыдущей статье мы подробно разобрали устройство, виды и функции маховиков. Рассмотрели преимущества двухмассовых маховиков перед классическими. В данном разделе уделим внимание распространенным проблемам данного механизма и возможным способам диагностики неисправностей. Для того чтобы выявить причину неправильной работы двухмассовых маховиков, необходимо знать различные тонкости, при которых деталь может продолжать использоваться или подлежит замене.
Распространенные проблемы двухмассовых маховиков
Все неисправности двухмассовых маховиков происходят вследствие нарастания вибраций в области двигателя при его неравномерной работе. Благодаря эффективному гашению резонансных колебаний современными двухмассовыми маховиками нестабильная работа двигателя может быть совершенно незаметна. При этом основной «удар» от подобной нагрузки принимает на себя именно маховик, в связи с чем изнашивается преждевременно. Проблемы, лежащие в основе неравномерной работы двигателя делятся, на механические и электрические. Отсутствие диагностики, игнорирование возможных неисправностей и, как следствие, их незаметное развитие приводит к их усугублению. Негативные воздействия неправильной работы двигателя развиваются подобно болезням внутри здорового организма и, накладываясь друг на друга, существенно снижают ресурс каждой сопряженной с двигателем детали. В связи с этим диагностика работы двигателя и топливной системы рекомендуется при каждой замене сцепления. На слуху существующий стереотип, что автомобили с установленными двухмассовыми маховиками хронически проблемные. Но на самом деле современные двигатели и двухмассовые маховики работают в жесткой спайке и взаимно влияют друг на друга, и очень чувствительны к исправной работе топливной аппаратуры и самому топливу.
Итак, если у вас появились подозрения, что маховик вышел из строя, профессионалы рекомендуют сначале сделать все возможные поверхностные тесты, прежде чем снимать коробку. Если при разгоне двигателя на нейтральной передаче до максимальных оборотов и удержании их некоторое время не слышно шума или не проявляется вибрация, то проблема, скорее всего, кроется не в маховике. Иногда вибрация/шум при старте происходит из-за дефектов деталей, приводящихся в движение при запуске:
- стартер: проблемы в работе, нестабильное напряжение в бортовой сети, выработанный ресурс агрегата, либо он был восстановлен;
- ролик натяжителя ремня ГРМ или поликлинового ремня;
- подшипник водяного насоса.
Об износе именно двухмассового маховика однозначно говорят:
- вибрация при запуске двигателя (вплоть до легкого удара в районе рычага КПП)
- мягкий металлический стук на холостом ходу;
- затруднения при запуске двигателя, сопровождаемые вибрацией или непривычным легким стуком;
- вибрация при разгоне, особенно на второй-третьей передачах;
- легкий толчок автомобиля от замыкания диска сцепления при включении повышенной передачи после разгона;
- вибрация при выключении двигателя (часто с легким металлическим стуком).
Данные проявления являются результатом воздействия причин из области механики или электрики. После их диагностики следующим шагом можно подключать профильных специалистов для сужения круга причин износа маховика.
Механические проблемы, приводящие к износу ДММ
- Дефект опоры двигателя
- Расстроенные моменты впрыска
- Негерметичность системы топлива (очень редкая неисправность)
- Механический износ инжекторов или закоксованность форсунок
Причины из области электрики
- Проблемы с системой впрыска
- Синхронизирующий угол элементов насоса-форсунки
- Проверка впрыскиваемого объема топлива
- Проверка времени впрыска
- Демонтаж и проверка форсунок
- Каблирование
- Дефект форсунки
- Дефект блока управления
- Чип-тюнинг
- Проблемы с питанием в бортовой сети
- Проблемы со стартером
Неисправности двухмассовых маховиков часто незаметны внешне, поэтому обнаруживаются лишь после вскрытия. Для этого и нужно четкое определение диагностики. На фото: вверху исправный маховик, снизу подверженный перегрузками.
Визуальная диагностика неисправностей
Следующим этапом диагностики неисправностей двухмассовых маховиков является визуальная диагностика при снятии детали. Проверка нужна для тех случаев, если вопрос о дальнейшем использовании двухмассовых маховиков не удовлетворен.
Одним из самых распространенных явлений негативного воздействия на двухмассовые маховики является перегрев. Поверхность детали вследствие влияния повышенных температурных режимов имеет характерные следы (т.н. побежалости). Наличие тепловых нагрузок, в которых работал двухмассовый маховик, можно определить по наличию побежалостей на фрикционной поверхности. От величины тепловой нагрузки зависит решение, может ли механизм использоваться дальше, или его следует заменить. Работа в условиях повышенной тепловой нагрузки влечет за собой разрушение сепараторов и пружин внутри маховика, при этом внешние проявления могут не выдавать внутренних неисправностей и отличаться только цветом поверхности детали.
Проявления тепловых нагрузок, в которых работает двухмассовый маховик, делятся на:
- Незначительное: фрикционная поверхность окрашена золотисто-желтым цветом, потускнения на внешней кромке отсутствуют. Двухмассовый маховик исправен и не требует замены;
- Среднее: окрас на фрикционной поверхности синего цвета, что свидетельствует о кратковременном нагреве до 220 градусов Цельсия. Замена двухмассового маховика не требуется;
- Высокое: проявляется в виде потускнения по внешнему диаметру или в районе заклепок крепления, что свидетельствует о продолжительной работе в режиме перегрева (около 280 гр. Цельсия). Двухмассовый маховик требует замены;
- Чрезмерно высокое: окрас двухмассового маховика по бокам или с обратной стороны, а также возникновение трещин на поверхности свидетельствует о сильнейшем перегреве. Механизм однозначно подлежит замене.
Трещины на рабочей поверхности показатель замены ДММ
Характерные следы перегрева на ДММ побежалости
У сепараторов, установленных в двухмассовых маховиках, существует определенный предел прочности. При его превышении сепараторы разрушаются. Это происходит при превышении максимального угла кручения, когда двухмассовый маховик работает в предельно высоких или не предусмотренных конструкцией режимах. При этом работа маховика сопровождается сильным шумом. Такой же эффект возникает и при чип-тюнинге двигателя. При проектировании всей системы сцепления инженерами рассчитываются стандартные нагрузки, но никак не спортивные или экстремальные, которым подвергают автомобиль любители полихачить. Подобное губительно не только для двухмассового маховика, но и для классической компоновки сцепления с одномассовым маховиком.
Выступающая смазка говорит о повреждении корпуса. Это ведет к повреждениям внутри механизма.
При продолжительном воздействии повышенного температурного режима из-за работы на постоянных высоких мощностях внутри двухмассового маховика выгорает смазка. При возникновении такой ситуации вспомогательная масса механизма смещается от центрального положения и блокирует его. При этом снять маховик не повредив его нет никакой возможности. Для того чтобы снять данное устройство в таком случае, нужно аккуратно срезать верхний слой покрытия с помощью болгарки и открутить расположенные под ним болты. Недопустимым является разблокирование маховика с помощью сварки: ее использование может повредить остальные агрегаты и детали. Основанием для замены всегда является также обильно выступающая наружу смазка, которая свидетельствует о потере герметичности корпуса. При демонстрации вскрытия такого маховика на семинаре внутри обнаружились разрушенные пружины.
Распространенным явлением, требующим замены двухмассового маховика, является появление задиров на фрикционной поверхности маховика. Появление на той же поверхности темных пятен даже в большом количестве напротив замены не требует и позволяет дальше эксплуатировать маховик.
Долгая работа в режиме перегрева приводит к закипанию смазки. При этом возможна блокировка корпуса. Чтобы снять маховик, необходимо срезать верхний слой корпуса. Срез нужно сделать болгаркой (рис. снизу) и недопустимо делать это с помощью сварки (на рис. сверху)
Проверка угла кручения ДММ
Диагностика двухмассовых маховиков с помощью специального оборудования
Если способов увидеть состояние внутренностей двухмассового маховика не существует, так как он является неразборным, то диагностика его рабочих характеристик все же возможна. С помощью специального оборудования можно проверить максимальный угол кручения, осевой и радиальный зазоры.
У двух- и трехступенчатого двухмассового маховика различается максимальный угол кручения от 60 до 75 градусов. Так как выяснить достоверно тип устройства невозможно, градус угла промеряют до максимальных 60, но даже 30-40 градусов позволяет использовать маховик дальше. Для того чтобы измерить необходимые параметры, необходимо найти специальное отверстие снизу, выставить позицию, сделать отметку и прокручивать влево-вправо. Прокручивание должно осуществляться плавно без каких-либо скачков, рывков, блокировок. В противном случае маховик следует заменить.
Радиальный и осевой зазоры измеряются в трех различных точках для точности показателей. При превышении допустимых значений даже в одной точке маховик подлежит замене. Для измерения необходимо приложить 100 Н к вспомогательной массе и потянуть ее. Осевой зазор должен быть не более 0,2 мм, радиальный не более 0,15 мм.
Работа пружин при различных степенях сжатия
Практика общения с сервисными станциями показывает, что большинство водителей предпочитают ездить до конца, не пытаясь предотвратить проблемы заранее. Поэтому, как правило, вся диагностика сводится к констатации факта маховик разрушен. Во избежание подобных ситуаций рекомендуется тщательно проверять состояние двухмассового маховика. Даже если многие работы с автомобилем Вы проводите самостоятельно, мы рекомендуем менять двухмассовый маховик исключительно в сервисах, где работают специалисты, учитывающие особенности устройства демпферного маховика при его снятии и установке. Только специалист знает, как правильно демонтировать коробку передач, чтобы обеспечить доступ к двухмассовому маховику. Обратившись сервис Коммерческого транспорта Вы можете рассчитывать на действительно качественно выполненные работы, особенно если замена двухмассового маховика выполняется вкупе с покупкой нового маховика через розничные магазины Коммерческого транспорта. Кроме того, установка двухмассового маховика в сертифицированных сервисах, таких как сервис Коммерческого транспорта, выполняется с гарантией, условия которой Вы всегда можете узнать на сайте и по телефону 8-800-700-2886
Источник: autoexpert.com.ua