Автомобиль, как и человеческий организм, представляет собой комплекс слаженно работающих элементов системы, находящихся в постоянном взаимодействии. Поломка одного элемента ведёт либо к изменению качества функционирования целого механизма, либо к самому худшему – прекращению работы автомобиля.

Представьте, что в вашей машине нет сцепления. Без него вам удастся запустить двигатель, но вот о переключении передач придётся забыть. Однако ввиду того, что двигатель внутреннего сгорания имеет узкий рабочий диапазон частот вращения, то именно благодаря переключению передач автомобиль может разгоняться до необходимой скорости, а само переключение становится возможным посредством выжима механизма сцепления.

Поэтому в нашей статье обратим особое внимание на работу сцепления.

Сцепление – один из элементов, который участвует в передаче крутящего момента от двигателя к колёсам. Главная его задача – разъединить двигатель и трансмиссию и плавно их соединить в момент начала движения автомобиля и при переключении передач КПП.

Впервые сцепление появилось ещё в конце 19 века. Тогда его роль выполнял обычный кожаный ремень, посредством которого крутящий момент передавался от двигателя к колёсам. Ремень соединял ведущий вал с ведомым. Если нужно было отсоединить двигатель от трансмиссии, то следовало всего лишь ослабить натяжение ремня, и машина останавливалась.

С тех пор многое изменилось в устройстве автомобиля, и кожаного ремня, даже самого прочного, не хватит, чтобы обеспечить слаженную работу коробки передач и двигателя современных многотонных грузовых автомобилей. Сегодня сцепление представляет собой:

- Картер (колокол)

- Нажимной диск (корзина)

- Ведомый диск, с которым соединяется первичный вал коробки передач

- Механизм привода сцепления (вилка выключения сцепления и выжимной подшипник).

По большому счёту, сцепление – это две стороны диска, покрытые особым фрикционным материалом, выполненным из углеродного волокна. Нажимной диск жестко соединен с маховиком. В центре нажимного диска находятся лепестковые пружины, на которые во время выжима воздействует выжимной подшипник. В основание ведомого диска встроены также демпферные пружины, выполняющие функцию своеобразных  амортизаторов при резком нажатии или отпускании педали сцепления. Кроме того, они играют роль гасителя крутильных колебаний, возникающих при работе двигателя.

Для того чтобы автомобиль мог как можно дольше работать без поломок, нужно хорошо понимать принцип функционирования всех его систем. Поэтому остановимся на механизме сцепления. Крутящий момент двигателя передаётся маховику, к которому присоединяется корзина сцепления. В рабочем положении нажимной диск плотно прилегает к ведомому диску под воздействием лепестковых пружин, а соответственно ведомый диск – к маховику. Водитель нажимает на педаль сцепления, и приводит в движение механизм привода: выжимной подшипник давит на лепестковые пружины и нажимной диск отходит от диска сцепления. Диск высвобождается, первичный вал коробки передач вращается по инерции, тогда как двигатель продолжает работать. Водитель отпускает педаль, и диски сжимаются. Только при разомкнутых дисках сцепления становится возможным переключать передачи. Попробуйте сделать это в момент, когда сцепление включено, и вы услышите глухой треск и хруст.

Описанный принцип работы характерен для сухого сцепления – самого распространенного среди европейских грузовых автомобилей. Такое название он получил по причине сухого трения между дисками.

В зависимости от количества дисков различают однодисковое и двухдисковое сцепление. На большинстве современных европейских большегрузных автомобилей устанавливается однодисковое сцепление. Механизм его функционирования представлен выше. Двухдисковое сцепление используется на грузовых автомобилях с мощным двигателем, или строительных машинах, работающих в тяжёлых условиях. Его конструкция предполагает два ведомых диска, между которыми находится проставка. Таким образом, в двухдисковом сцеплении образуется четыре поверхности трения. Стоит заметить, что двухдисковое сцепление встречается не очень часто, из-за высокой технической сложности и стоимости на сегодняшний день лишь ограниченное количество компаний занимаются его производством.

Каким бы ни было сцепление в вашем автомобиле, есть ряд правил, соблюдение которых продлит его жизнь и отсрочит визит в автосервис. Педаль сцепления следует отпускать плавно. Резкое включение сцепления увеличивает нагрузки на двигатель и коробку передач. Не советуем ездить, не до конца выжимая сцепления, или тормозить с его помощью. При долгом удерживании сцепления в выжатом состоянии значительно увеличивается нагрузка на лепестки корзины и подшипник, что уменьшает ресурс узла в целом.

Любая деталь рано или поздно выходит из строя. И причин тому масса: от производственного брака до неправильной установки. Неисправное сцепление быстро даст о себе знать: у вас возникнут проблемы с переключением скоростей, а заезд «в горку» станет практически невозможным.

Как показывает практика, наиболее часто из строя выходит именно подшипник и диск сцепления. При поломке подшипника становится невозможным включить даже первую скорость. А если при выжимании педали сцепления слышится глухой шум, и машина начинает дёргаться и пробуксовывать, будьте уверены, что неисправен диск сцепления.

Не стоит забывать, что каждый механизм имеет свой срок эксплуатации, поэтому рано или поздно любой водитель сталкивается с проблемой износа сцепления, когда фрикционный материал начинает стачиваться и теряет необходимый коэффициент трения. Если вовремя не поменять диск, то заклёпки могут поцарапать маховик и корзину сцепления, и вам придётся менять весь комплект и маховик двигателя.

Ремонт отдельных компонентов сцепления, предполагающий замену некоторых деталей, в принципе возможен, но совершенно не оправдан как для легковых, так и для грузовых автомобилей. Во-первых, это слишком дорогой и трудоёмкий процесс, во-вторых, современные производители изготавливают сцепление, которое предполагает одинаковый срок службы всех его составляющих. Поэтому в случае выхода из строя, к примеру, ведомого диска, будьте уверены, что сочтены дни всех остальных деталей сцепления. Специалисты также не рекомендуют оставлять старую корзину сцепления, так как существует вероятность неравномерного износа диска.

Если на сцеплении заменить только диск, то срок его службы может снизиться до 60% от заложенного ресурса. Это произойдет из-за того, что старые детали сцепления будут уже иметь определенные механический износ, поэтому увеличится зазор между деталями и уменьшится сила трения, что приведет к неравномерному износу самого диска.

Если говорить о затратах, то цена диска составляет примерно треть стоимости всего комплекта сцепления. Экономически выгодно менять сцепление целиком, это обойдется дешевле, чем несколько раз заменять его составляющие. Ведь при замене отдельных деталей сцепления нужно будет купить сами комплектующие, оплатить работу специалиста по их замене, и не стоит забывать про потерю прибыли от простоя автомобиля.

Сегодня на рынке представлен широкий ассортимент комплектов сцепления. Сцепление может понадобиться водителю в любой момент, ведь оно может выйти из строя не зависимо от времени года. Лидеры среди производителей сцепления компании Sachs и Valeo, а так же LUK. Выполненные с европейской точностью из прочного материала, они давно зарекомендовали себя как надёжные и качественные запчасти для большегрузных автомобилей. Производители брендов Sachs и Valeo участвуют в разработке конструкций сцепления совместно с производителями европейских грузовиков мировых брендов и поставляют запчасти в качестве оригинальных. В свою очередь, LUK ориентируется главным образом на рынок легковых автомобилей, но так же присутствуют в сегменте грузовых автомобилей. Остальным производителям сцепления, присутствующим на рынке, сложно добиться высокого качества продукции, поэтому они выступают в низком ценовом сегменте.

Подобрать сцепление, соответствующее параметрам вашего грузового автомобиля, вы можете в магазинах «Коммерческий транспорт».

В станции технического обслуживания «Коммерческий транспорт» специалисты произведут профессиональный ремонт и замену сцепления Вашего автомобиля. Автосервис оснащён специальным оборудованием:

- Кран-балка грузоподъёмностью до 1,5 тонн,

- Канавный подъёмник,

- Ручная передвижная балка для снятия агрегатов.

Комплектующие, поступающие напрямую от европейских заводов-производителей, высокая техническая оснащённость и наличие квалифицированных кадров является гарантией качественного обслуживания. Помимо ремонта, Вы получите подробную техническую консультацию у специалистов по всем вопросам, касающимся работы вашего грузовика.

26.11.2014