Пневморессоры заняли прочное место в конструкции современного европейского тягача, прицепа и полуприцепа. Преимущества пневматики перед обычными рессорами у водителей уже давно не вызывает сомнений. В российских условиях эксплуатации большегрузного транспорта пневморессоры особенно актуальны.
Основная задача упругих элементов подвески заключается в том, чтобы минимизировать динамические нагрузки, возникающие на неровной дороге. При наезде автомобиля на такую неровность, происходит сжатие рессоры и удар, передаваемый колесами автомобиля кузову, значительно смягчается. Распрямляясь, рессоры передают кузову колебания, которые гасятся с помощью амортизаторов. Однако, использование металлических рессор в большегрузных автомобилях не очень удобно. Чтобы выдерживать большие нагрузки и гасить толчки, стальные рессоры должны иметь очень большую жесткость и упругость, которые остаются постоянными. А необходимая плавность хода грузовика будет достигаться только тогда, когда он находится в загруженном состоянии. Ехать «порожняком» даже по ровной дороге водитель будет некомфортно. На сегодняшний день, лучшим решением данного вопроса являются пневморессоры, так же их называют пневмобаллонами или пневмоподвесками.
Преимущества пневмоподвески
Главное преимущество пневматической подвески перед рессорной является ее «управляемость». Даже самая хорошая рессора, изготовленная из композитных материалов не способна изменять свою жесткость и значение упругости в зависимости от веса груза. Упругость пневмбаллона изменяется в зависимости от загруженности, за счет изменения давления в баллоне. Управляет этим процессом электронная система. С помощью пневморессоры достигается необходимая плавность хода при любой загрузке автопоезда. Если груз легкий – в подушках устанавливается низкое давление, если тяжелый – то высокое.
Устройство пневморессоры
Пневмоподушка состоит из резиновой оболочки и пластиковых или металлических составных элементов. Снаружи поверхность оболочки обработана специальным составом, который защищает ее от воздействия неблагоприятных условий среды – грязи, соли, перепадов температур, ультрафиолетового излучения. Под ней находится каркас пневмоподушки: слои тканевого корда в эластичном материале, обеспечивающего необходимую прочность и гибкость «подушки». Материалы, из которых изготовлена пневморессора, как правило, выдерживают диапазон температур от -45С° до +70С° градусов (согласно требований заказчиков и существующих европейских стандартов).
Условия эксплуатации. Температурный режим
Для перевозчиков, маршруты которых пролегают через Урал и Сибирь, в первую очередь, важно знать температурный диапазон эксплуатации пневморессор. Свойство резины «дубеть» при низких температурах и деформации при высоких нагрузках приводит к образованию микротрещин. Для пневматики любая утечка воздуха является проблемой. Чтобы поддерживать необходимый уровень давления в негерметичной «подушке» воздушный компрессор начинает работать с увеличением количества циклов нагрузки, что значительно уменьшает его ресурс работы. Владельцы грузовиков знают, что замена воздушного компрессора достаточно дорогостоящая операция. Поэтому, очень важно чтобы воздушная система пневморессоры была герметична.
Обычные пневмоподушки, рассчитанные на работу при умеренных температурах в зимний период, сохраняют свою работоспособность при -45С° градусах. Оригинальные подушки работают в более широком температурном диапазоне, их изготавливают из специальной резины, сохраняющей свои свойства до -60С° градусов. В состав такой резины входит больше натурального каучука и, соответственно, она стоит дороже, чем обычная пневморессора.
При выборе «подушки» стоит обращать внимание на температурный диапазон работы. Оптимальным вариантом будет, если крайнее значение будет ниже условий эксплуатации транспортного средства. Перевозчики, устанавливающие на автомобили пневморессоры низкого и среднего ценового сегмента рискуют тем, что проблемы с подвеской могут начаться при минусовых температурах. Дело в том, что пневморессоры среднего и низкого ценового сегмента изготавливаются преимущественно в странах с теплым климатом (Турция, Китай), где их использование оправдано. Но, эти пневморессоры не рассчитаны на эксплуатацию при минусовых значениях столбика термометра. К тому же, для того чтобы уменьшить себестоимость эти производители, зачастую, используют дешевое сырье, что сказывается на качестве продукта и у «подушек» нет необходимого запаса прочности при полной загрузке или перегрузке автопоезда.
Установка пневморессор
При установке пневмоподушки следует обратит внимание на механизм регулировки уровня кузова, амортизаторов и ограничителей хода подвески. Так же стоит проверить шарнирные элементы подвески на отсутствие перекосов и возможного попадания смазки от агрегатов на резиновые части подушки. При монтаже пневморессоры с коническим уплотнением желательно использовать специальную пасту или мыльный раствор. Монтаж такой рессоры облегчит подвод сжатого воздуха от внешнего источника на вход установлеваемой «подушки». Если при посадке слышен хлопок, значит, деталь надежно закреплена. При уста новке пневмоподушки в сборе рекомендуется использовать новые крепежные болты, поскольку существует вероятность разрушения старого крепежа. Кроме того, новые пневморессоры необходимо проверить на повреждения, если заменяется только резиновый элемент, то следует очистить от загрязнений поршень «подушки». Не стоит подбирать модель пневморессоры «на глаз», ведь в процессе эксплуатации «подушка» постепенно меняет свою форму: уменьшается в длину, увеличиваясь при этом в диаметре.
Причины выхода из строя
Основные причины выхода из строя пневморессор:
- Потеря герметичности из-за некорректной работы пневматических кранов пневморессоры.
- Воздействие химических веществ (масла, растворители и др.).
- Старение резины, которое проявляется в виде трещин резиновой оболочки (из-за длительной работы и постоянных циклических нагрузок баллона).
- Механический износ из-за контакта с элементами подвески и посторонними предметами.
Срок службы
Срок службы пневморессоры оценивается в количестве рабочих циклов или в миллионах колебаний. Оригинальные пневмоподушки, поступающие на конвейеры производителей большегрузного транспорта, такие как ContiTech и Vibracoustic рассчитаны на 5-7 миллионов колебаний, что соответствует примерно шести годам интенсивной эксплуатации автомобиля. Более дешевые пневморессоры (например Prime-Ride) имеют ресурс в полтора раза меньше. Именно поэтому, установка недорогих «подушек» экономически не выгодна. На автомобиле, работающем в холодном климате, необходимо регулярно заменять вышедшие из строя детали. Затраты на покупку и установку недорогих пневморессор сравняются или даже превзойдут стоимость комплектующих конвейерных производителей. Качественные оригинальные детали, прежде чем поступить в продажу проходят тщательную проверку качества. Что дает гарантию того, что они прослужат срок указанный производителем. Для перевозчиков, стремящихся вовремя доставить груз и свести к минимуму простой автомобиля, использование оригинальных «подушек» является самым лучшим решением.
Приобрести качественные пневморессоры известных производителей Вы можете в магазинах сети «Коммерческий транспорт». Квалифицированную установку «подушек» на тягачи, полуприцепы и прицепы выполнят специалисты станции технического обслуживания «Коммерческий транспорт».