В зимний период уверенный запуск двигателя грузовика при любом температурном режиме является залогом бесперебойности грузоперевозок. Чтобы не рисковать грузом, автомобилем, здоровьем водителя, не допустить простоев в пути, владельцам транспортных средств следует:

Использование фильтр-сепаратора очистки дизельного топлива с подогревом поможет избежать проблем с запуском двигателя.  Фильтр-сепаратор устанавливается вместо фильтра грубой очистки топлива. Он предназначен для очистки дизельного топлива от воды и парафинов. Расположенный внутри отстойника нагревательный элемент эффективно подогревает поток топлива, растапливая выделяющийся парафин, тем самым удаётся избежать забивания фильтра. Подогреватель работает от АКБ, а после запуска двигателя - от генератора автомобиля.  Подогреватели топлива настоятельно рекомендуется устанавливать грузовиках с двигателями Евро-4 и Евро-5, на которых достаточно быстро забивается фильтр тонкой очистки. При покупке подогревателя топлива нужно знать примерный объем топлива покачиваемого по системе (кол-во литров в час). Известные производители: Separ, MANN+HUMMEL.

Если на транспортном средстве фильтр-сепаратор не установлен, то в начале холодного сезона стоит заменить топливный фильтр, который имеет свойство забиваться парафином при сильных морозах. Загрязненные отстойники топливного фильтра и бака, или наличие в них воды, может служить причиной не работающего двигателя. На случай непредвиденных ситуаций в дороге лучше всего возить с собой запасные фильтры.

Зимой необходимо регулярно следить за уровнем заряда аккумулятора. В холодное время года отдача энергии от аккумулятора значительно увеличивается. Энергия нужна не только для включённых фар, но и для отопителя, освещения кабины и др. Поэтому регулярная проверка уровня заряда АКБ поможет избежать проблем с запуском двигателя.

Большинство европейских грузовиков могут быть оборудованы специальными подогревающими устройствами, облегчающими использование транспортного средства в зимний период. Главная задача подогревателя любого типа обеспечение возможности запуска и бесперебойной работы двигателя грузовика при низких температурах.

Автономный предпусковой жидкостный подогреватель используется для предпускового подогрева дизельного двигателя. Он эффективен при температуре до -45°С. Электропитание производится от аккумулятора автомобиля. Принцип работы устройства заключается в нагреве охлаждающей жидкости двигателя транспортного средства, при ее прокачке через горячий теплообменник нагревателя, так как жидкостный контур нагревателя соединяется с охлаждающей системой ДВС. Установка и монтаж изделия должны производиться на станции технического обслуживания. Жидкостные подогреватели могут включаться дистанционно, по таймеру, умеют поддерживать заданную температуру. Как правило, вместе с жидкостным подогревателем устанавливают автономный воздушный подогреватель (или фен) для обогрева кабины. Он работает на дизельном топливе из бака автомобиля и обогревает кабину, когда мотор выключен. Распространенные предпусковые подогреватели иностранного производства: Webasto и Eberspacher,отечественные аналоги: Бинар и Теплостар.

 

Электроподогреватель антифриза, пользующийся большой популярностью в Европе, в России не получил широкого распространения среди водителей грузовиков из-за отсутствия на стоянках источников электропитания. Электроподогреватель антифриза встраивается в систему охлаждения двигателя автомобиля. Охлаждающая жидкость нагревается до +70°С и, расширяясь, вытесняет более холодную, обеспечивая таким образом направленную циркуляцию жидкости через электроподогреватель и рубашку охлаждения двигателя. Происходит постоянное движение жидкости по замкнутому циклу. Чтобы избежать перегрева охлаждающей жидкости, на входе в подогреватель устанавливается термостат, который, при достижении максимальной температуры, отключает нагревательный элемент подогревателя. Время разогрева двигателя: от 20 до 60 минут в зависимости от температуры окружающей среды и объема двигателя. Один из известных производителей электроподогревателей компания Calix. Достоинством электроподогревателя является простота установки и небольшая цена.

Проточные или ленточные подогреватели топливной магистрали и бака используются достаточно редко. Проточные подогреватели врезаются в топливную систему и подогревают топливо, которое проходит через рубашку подогревателя. Работают от генератора автомобиля. Ленточными подогревателями оборачивают проблемные участки топливной магистрали. Подогреватели могут осуществлять как предпусковой подогрев, так и маршевый подогрев топливной аппаратуры.

В холодное время года следует использовать так называемое «зимнее» дизельное топливо (до -25°С), температурные характеристики которого обеспечивают ее нормальное прокачивание по ТНВД и топливопроводам в холодное время года.

Виды дизельного топлива:

Летнее дизельное топливо: Температура застывания - 5 °C. Плотность: не более 860 кг/м³. Производится смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180—360 °C.

Зимнее дизельное топливо: Температура застывания: - 35 °C. Плотность: не более 840 кг/м³. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180—340 °C. Также зимнее дизельное топливо получается из летнего дизельного топлива добавлением депрессорной присадки, которая снижает температуру застывания топлива, однако слабо меняет температуру предельной фильтруемости. Кустарным способом в летнее дизельное топливо добавляют до 20 % керосина.

Арктическое дизельное топливо: Температура застывания -50 °C. Плотность: не более 830 кг/м³. Получается смешением прямогонных, гидроочищенных и вторичного происхождения углеводородных фракций с температурой выкипания 180—320 °C. Пределы кипения арктического топлива примерно соответствуют пределам выкипания фракций, поэтому данное топливо по сути утяжеленный керосин. Однако чистый керосин имеет низкое цетановое число 35-40 и недостаточные смазывающие свойства (сильный износ). Для устранения данных проблем в арктическое топливо добавляют цетаноповышающие присадки и минеральное моторное масло для улучшения смазывающих свойств. Более дорогой способ получения арктического дизельного топлива депарафинизация летнего дизельного топлива.

Топливная система и электропроводка должны быть исправны. Выход из строя одной или двух свечей накаливания может быть незаметным при теплой погоде. А при наступлении морозов сразу возникнут трудности с запуском двигателя. Существует несколько способов проверки исправности свечей накаливания. Наиболее точную и наглядную картину дает проверка на аккумуляторе. В этом случае каждая свеча выкручивается и устанавливается центральным электроводом на плюсовую клемму аккумулятора. С помощью электрического провода соединяется минусовая клемма аккумулятора и корпус свечи. Если нагревательный элемент накаливается более чем на половину, то свеча исправна. Если накал отсутствует или нагревается только кончик элемента, то свечу нужно заменить. Когда нет времени для извлечения свечей накаливания из головки блока дизельного двигателя можно использовать мультиметр. Если при проверке выявляется пробой в нагревательном элементе, то свеча подлежит замене. Завинчивая новые свечи, нельзя превышать момент затяжки, так как можно свечу повредить.

Бывают случаи, когда на заправке попадается «летнее» дизельное топливо или столбик термометра опускается до максимально низких температур, тогда в «дизель» рекомендуют добавлять присадки или антигели. Так как у антигеля есть свойство замерзать в концентрированном виде, перед применением его нужно разогреть и взболтать. Заливать антигель лучше всего перед заправкой грузовика, что позволит присадкам смешаться с соляркой. Антигель не подходит для регулярного использования, его заливают только в экстренных случаях.

Не стоит забывать, что только в комплексе перечисленные меры будут способствовать бесперебойному запуску двигателя грузовика при минусовых температурах и позволят продлить безаварийную эксплуатацию транспортного средства.

19.02.2015