ТАХОГРАФ– техническое средство контроля, обеспечивающее непрерывную, некорректируемую регистрацию информации о скорости и маршруте движения транспортного средства, а также о режиме труда и отдыха водителя грузовика.

С какой целью устанавливается тахограф? В первую очередь установка этого прибора необходима для осуществления контроля скоростного режима транспортного средства и контроля режима труда и отдыха его водителя, что, в свою очередь, влияет на безопасность дорожного движения. В дополнение к этому современные цифровые модели тахографов позволяют собственнику коммерческого транспорта отслеживать все его передвижения, дальность пробега и местоположение в реальном времени. 

Кроме того, установка тахографа способствует соблюдению социальных норм водителей, которые установлены Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.

Например, в соответствии со ст. 7 этого соглашения, после управления в течение 4,5 часов водитель должен сделать перерыв минимум на 45 минут, если не наступает период отдыха. При этом, во время перерывов водитель не должен выполнять никакой другой работы.

Помимо этого, установка тахографа способствует созданию условий равной конкуренции в сфере автоперевозок – водители уже не будут круглосуточно гнать, а время, затраченное на один и тот же маршрут, у разных перевозчиков будет одинаковое.

Виды тахографов

На сегодняшний день выделяют два вида тахографов – цифровые и аналоговые. Аналоговые тахографы устарели  и постепенно выходят из обихода. Запись данных в них производится на круговую диаграмму (с изначально заполненными данными водителя), согласно получаемым сигналам с аналоговых датчиков. Надежность и точность таких устройств серьезно уступает современным технологиям.

Цифровые тахографы, соответствующие приказу минтранса №36 от 13.02.2013, содержат криптографический модуль для повышения сохранности информации и систему глобального позиционирования. Именно тахографы такого типа используются в настоящий момент.

Устройство тахографа и принцип действия

Принцип работы цифровых тахографов базируется на обработке импульсов, поступающих в прибор с датчика скорости на КПП. Также фиксируется время, на протяжении которого передвигалось транспортное средство.

Автомобильный прибор имеет встроенную память, где сохраняется вся собранная им информация. Хранятся зафиксированные данные в устройстве до 1 года. Одновременно информация резервируется на специальной карте водителя, которая вставляется в картоприемник (слот) цифрового тахографа. В большинстве устройств имеется два слота, предусмотренных для двух водительских карт. Кроме слотов, тахограф оснащен информационным ЖК дисплеем. Для ввода информации в начале и конце пути водитель использует навигационные кнопки.

Собранную прибором информацию можно распечатать при помощи специального термопринтера, предустановленного в тахографе. Для работы принтера должна быть установлена специальная бумага, аналогичная кассовой ленте, которая вставляется в специальный слот. Несмотря на то, что все манипуляции с тахографом разрешены только мастерам специализированных центров, заменить бумагу для принтера водители могут сами, не прибегая к услуге специалистов. Каждый самописец имеет встроенный резервный аккумулятор и несколько разъемов для передачи данных, калибровки, диагностики и пр.

Что такое СКЗИ для тахографов

Все цифровые тахографы отечественного образца оснащены модулем СКЗИ. СКЗИ – это, дословно, Средство Криптографической Защиты Информации. Устройство предназначено для защиты сохраненных данных  от постороннего вмешательства. Производство и работа (а также лицензирование) с этими модулями контролируется ФСБ РФ.

СКЗИ необходим для:

- Защиты записанной информации от корректировки;

- Работы с цифровой подписью;

- Согласования сохраненных данных с временным штампом, что исключает возможность корректировки времени записи.

Карты для тахографа

Для обеспечения идентификации работника, использующего прибор учета, используются специальные чиповые карты доступа. В чипе установлен криптографический микропроцессор, сводящий практически к нулю возможность подделки карты.

Виды карт для тахографа:

1.Карта водителя используется для идентификации водителя транспортного средства.Водитель имеет право использовать только свою карту!

2.Карта контролеранеобходима для снятия текущих показателей сотрудниками ответственных органов (ГИБДД и т.д.);

3.Карта предприятия позволяет получить расширенные данные с устройства;

4.Карта мастера применяется для настройки и установки прибора учёта;

Порядок получения карт

Для получения карты нужно обратиться в ближайшую к вам мастерскую, осуществляющую выдачу:

- заполнить заявление на выдачу карты разборчивым почерком и подписать его;

- сделать фотографию водителя или мастера согласно требованиям (если это карточка водителя или мастера) и собрать документы;

- оплатить стоимость изготовления чип-карты.

- отдать пакет документов;

- дождаться изготовления.

Ремонт тахографа

Тема ремонта тахографа широко обсуждаема, так как высказываются различные мнения по поводу возможности стороннего вмешательства в устройство. Разберемся в этом вопросе.

В случае с аналоговыми устройствами, которые состоят из множества технических деталей, замена или починка этих элементов требуется регулярно, по мере их износа. А быстро изнашиваются, в основном, те детали, на которые в процессе эксплуатации тахографа приходится наибольшее механическое воздействие.

Большинство сервисных мастерских всегда имеют в наличии комплект запчастей для быстрого ремонта аналогового устройства, или, как говорят в простонародье – «шайбы». Однако, как мы знаем, неправомерные действия «автомобильных хакеров» привели к замене обычных «шайб» на цифровые устройства – сначала европейского (ЕСТР), а затем и отечественного образца (СКЗИ) для внутрироссийских перевозок.

Что касается цифровых тахографов, то на сегодняшний день большинство сервисных центров утверждают о невозможности ремонта цифрового тахографа.   На самом деле ремонт возможен, но  затруднен рядом обстоятельств:

- все официальные сервисные центры и мастерские должны быть занесены в списки ФБУ «Росавтотранс»;

- все работы по активации и ремонту тахографов СКЗИ требуют лицензирования ФСБ РФ;

- для работы с блоком СКЗИ требуется дополнительное оборудование, программное обеспечение, специализированное оборудование и обученный персонал.

Ремонт тахографа «своими руками»: скрытые угрозы

Среди владельцев обычной устаревшей ныне «шайбы», или аналогового тахографа, нередки попытки самостоятельного ремонта, или даже «подкрутки» данных. Действительно, разобрать аналоговый прибор не трудно, равно как и повредить при этом мелкие детали, стоимость которых может в 5-10 раз превышать затраты на изначальный ремонт в мастерской. В большинстве случаев «домашняя» починка заканчивается крупными расходами на ликвидацию последствий самостоятельного ремонта.  

Главное отличие цифрового тахографа от аналогового заключается в том, что защита информации обеспечивается невозможностью вскрытия устройства и «наматывания» нужных показателей скорости/пробега и т.д.   

Самостоятельный ремонт в любом случае опасен, так как влечет за собой административную ответственность владельца авто. Факт вмешательства определить нетрудно – останутся вскрытыми контрольные пломбы.

Как показывает практика, цифровые тахографы не подлежат ремонту только потому, что вообще в нём не нуждаются. При правильной установке, активации и проверке цифровой тахограф просто так не выйдет из строя и прослужит полный срок его эксплуатации.

Установка и техническое обслуживание тахографа

В чём действительно нуждается цифровое контрольное устройство - так это в регулярном техническом обслуживании: первичной и периодической калибровке.

Проверка-калибровка – основная и обязательная процедура технического обслуживания цифровых тахографов. Калибровка необходима для того, чтобы исключить расхождения между сохраненными и фактическими данными.  Она проводится во всех мастерских, имеющих соответствующие разрешения на работы. По окончании проверки владелец автомобиля получает пакет необходимой документации.

Калибровка тахографа проводится:

- при первоначальной установке прибора;

- при отклонении встроенных часов более чем на 20 минут;

- после проведения ремонта устройства;

- при нарушении пломбировки прибора;

- при изменении базовых характеристик транспортного средства, включая его регистрационный номер;

- в случае изменения длины окружности шин транспортного средства выше порогового значения; 

- после двух лет эксплуатации с момента последней калибровки для цифрового и через год эксплуатации для аналогового тахографа.

Производители тахографического оборудования обращают внимание на то, что при установки приборов мастерскими допускаются грубые нарушения – тахографы встраиваются в среду транспортного средства некорректно, что, в свою очередь, сводит на нет эффективность контроля соблюдения режима труда и отдыха.

Таким образом, к выбору мастерской стоит подходить с особой ответственностью и не доверять ремонт тахографа компаниям с сомнительной репутацией. Станция технического обслуживания «Коммерческий транспорт»  зарекомендовала себя как сервис, оснащенный современным оборудованием и программным обеспечением. Сотрудники СТО имеют квалификацию необходимую для  калибровки тахографов ЕСТР. Специалисты выполнят ремонт  аналоговых тахографов  и дадут подробную техническую консультацию по всем интересующим вас вопросам.


1 апреля 2014 года за управление транспортным средством для перевозки грузов или пассажиров без тахографа, а также за нарушение водителем режима труда и отдыха введен штраф. Соответствующие изменения затронули ст. 11.23 КоАП РФ. До 1 апреля действие этой статьи распространялось только на международные автомобильные перевозки.

Размер штрафа за отсутствие тахографа, а также за его нерабочее состояние, или нарушение правил его эксплуатации для граждан составляет от 1 тыс. до 3 тыс. руб., для должностных лиц – от 5 тыс. до 10 тыс. руб. (ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ).

Нарушение лицом, управляющим транспортным средством для перевозки грузов и пассажиров, установленного режима труда и отдыха влечет наложение административного штрафа в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб.(ч. 2 ст. 11.23 КоАП РФ).

Согласно Приказам Министерства транспорта РФ№ 273 от 21.08.2013 г. и № 470 от 17.12.2013 г. были утверждены следующие сроки оснащения тахографами с блоками СКЗИ автомобилей, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов:

для автобусов категорий М2 и M3, используемых для перевозки пассажиров — до 1 апреля 2014г.;

для транспортных средств категорий N2, N3, используемых для перевозки опасных грузов — до 1 апреля 2014г;

для транспортных средств категории N3, предназначенных для перевозки грузов, имеющих технически допустимую максимальную массу более 12 тонн — до 1 сентября 2014г.;

для транспортных средств категории N2, предназначенных для перевозки грузов, имеющих технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн — до 1 апреля 2015г.

Для международных перевозок на транспортные средства категорий N2, N3, М2 и М3, оснащенные организациями - изготовителями транспортных средств до 1 апреля 2014 г. техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха, соответствующими требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящие международные автомобильные перевозки (ЕСТР1, Женева, 1 июля 1970 г.) - до 1 января 2018 г.

При написании статьи использовались следующие источники:

http://www.garant.ru/article/538635/

http://promservisooo.ru/index.php/2010-12-06-09-31-03/86-new/367-remont

29.10.2015